Приказ минобр. НСО
План работы школы по РРЦРО 2020-2021 / План рабочей группы РРЦРО 2020-2021
Методическая копилка
Отчет о работе МБОУ «Колыванская СОШ №1» в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программ Stem-образования»
- Ноябрь-Готовимся к ЕГЭ
Залогом успеха выпускника на экзамене по математике является упорная и добросовестная работа. Правильно организованная работа в период подготовки к экзамену также имеет большое значение. В нашем районе сложилась система работы по подготовке обучающихся 10-11 классов к сдаче профильной математики. Учителя это делают на уроках, консультациях, дополнительных занятиях решая задания открытого банка заданий на сайте ФИПИ, работ с сайта Статград; ребята отрабатывают навык решения задач на сайтах РЕШУ ЕГЭ, Экзамер, СДАМ ЕГЭ, смотрят видео разборы трудных заданий. Второй год мы сотрудничаем с лучшими специалистами, преподавателями вузов г. Новосибирска, которые проводят тренинг-погружение по подготовке к ЕГЭ, решение задач второй части экзамена. Ребята погружаются на четыре часа в мир математики, что позволяет детально разобрать определенную тему.
В рамках подготовки ребят к ЕГЭ по математике мы пригласили замечательного специалиста, интереснейшего человека – Каргаполова Александра Михайловича, доцента кафедры математических наук механико-математического факультета (ММФ) и специализированного учебного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ), четырехкратного лауреата премии «Соросовский учитель», трехкратного лауреата премии фонда «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых».
Тема занятия: «Методы решения планиметрических задач». В ходе занятия рассмотрены подходы к решению планиметрических задач, показано несколько инструментов их решения, которые не описаны в учебных пособиях для школьников. Разобраны задачи различных уровней сложности (ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадные) с применением этих методов. Александр Михайлович основное внимание в работе уделял вопросам: «Почему так решается? Как ученику «дойти» до решения геометрической задачи?». Рассказано, какие первые шаги могут быть в руководстве к решению задач по планиметрии. Раскрыты некоторые нюансы, которые помогают решить задачу.
Для участия в погружении были приглашены педагоги и выпускники образовательных учреждений Колыванского района, сдающих профиль. Команда заинтересованных ребят, учителей включала 30 человек. По отзывам участников погружения и учителей математики, часы, проведенные за решением заданий по математике, оказались очень полезными.
По просьбе учителей работа с Каргаполовым А.М. продолжится в учебном году. Встреча планируется по четным понедельникам в формате погружения по сложным вопросам ЕГЭ по математике для учителей района и обучающихся 10-11 классов. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к работе по повышению уровня математической грамотности.
В рамках реализации проекта регионального ресурсного центра развития образования(РРЦРО) по направлению «Разработка и реализация программ Stem-образования» 20 ноября 2021 года на базе МБОУ «Колыванская СОШ № 1» состоялся семинар для учителей математики, работающих в 10 – 11 классах и обучающихся 11 классов, которые планируют сдавать профильную математику, на котором присутствовали 29 человек из общеобразовательных учреждений Колыванского района.
Семинар проводила Подолян Елена Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной математики НГТУ, учитель математики высшей квалификационной категории Инженерного лицея НГТУ, председатель предметной комиссии Новосибирской области.
На семинаре были рассмотрены наиболее сложные задачи для учащихся при сдаче ЕГЭ по математике на профильном уровне: задачи с развернутым ответом в вариантах КИМ ЕГЭ по математике в 2022 г. Универсальные методы решения тригонометрических уравнений. Отбор корней. Проанализированы типичные ошибки в задачах с развернутым ответом и критерии оценивания задач.
22 ноября Каргаполов Александр Михайлович – ведущий специалист в области математического образования (СУНЦ НГУ), старший эксперт региональной предметной комиссии Новосибирской области по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по математике, пятикратный лауреат фонда Династия провел семинар «Решение задач №14 ЕГЭ по математике координатно-векторным методом".
Для учеников 10-11 классов самой главной проблемой является подготовка к ЕГЭ. Причем не все ученики уверенно решают задания II части, а некоторые и не берутся за их решение, особенно геометрии. Координатно-векторный метод основан на введении прямоугольной системы координат и создании геометрически-алгебраической модели решения задач, тем самым упрощая громоздкие и достаточно сложные преобразования и выкладки.
Достоинство метода координат состоит в том, что его применение избавляет от необходимости прибегать к наглядному представлению сложных пространственных конфигураций.
Мы (6 педагогов и 23 ученика) изучили метод координат на более высоком уровне по сравнению со школьной программой по геометрии. Познакомились и научились применять новые формулы: на нахождение расстояния от точки до плоскости, от точки до прямой, угла между прямыми, угла между прямой и плоскостью, угла между плоскостями.
Мы надеемся, что изложенная в ходе занятия информация поможет выпускникам решать задание №14 и достичь более высоких результатов на ЕГЭ по математике.
- «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!» Пойа Д.
30 ноября семинар для учителей математики Колыванского района и обучающихся 10-11 классов, сдающих профиль математика провел Сосновский Юрий Васильевич, доцент кафедры алгебры и математического анализа НГПУ, кандидат физико-математических наук, победитель Конкурса на предоставление грантов преподавателям магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Юрий Васильевич рассказал приемы, идеи решения задач по теме «Теория чисел», продемонстрировал их на примерах из реальных заданий ЕГЭ, олимпиадных задач разных уровней, рассмотрел методическую сторону вопроса. Многие обучающиеся, учителя активно включились в процесс решения задач, высказывали свои идеи по способам решения, задавали вопросы.
Известно, что на ЕГЭ по математике многие школьники не приступают к задаче 18 и даже не читают её (а зачем? — всё равно, мол, не решу). И очень напрасно!
Как правило, задача 18 состоит из двух или трёх пунктов, среди которых есть совсем несложные. За всю задачу даётся 4 первичных балла, по 1-2 балла за каждый пункт. Поэтому, сделав хотя бы часть задачи (скажем, просто предъявив нужный пример в одном из пунктов), можно получить себе в копилку дополнительные первичные баллы. А они дадут прирост итогового результата по стобалльной шкале!
Для решения задачи 18 необходим минимальный запас знаний. Это арифметика 6-го класса (всё, что связано с делимостью) и сведения по прогрессиям из алгебры 9-го класса. Больше ничего.
Почему же задача 18 считается (и, в общем-то, является) самой сложной на ЕГЭ по математике? Она нестандартна. Она требует так называемой математической культуры — умения грамотно строить рассуждения. А умение это у подавляющего большинства школьников отсутствует начисто — ведь в школе, к сожалению, до развития математической культуры дело обычно не доходит.
Учиться культурно рассуждать можно и обязательно нужно. Задача 18 предоставляет для этого отличную возможность. Получаться начнёт далеко не сразу, так что готовиться к 18 следует начинать задолго до ЕГЭ. Рецепт тут один: решать, решать и решать.
Руководитель районного методического объединения учителей математики, физики и информатики Колыванского района Микулина Светлана Юрьевна
Математики расширяют границы
19 февраля 2021 года учителя математики Второй Новосибирской гимназии Макарова Светлана Александровна и Попова Ольга Владимировна на базе нашей школы провели мастер-класс по решению задач экономического содержания ЕГЭ для школьников Колыванского района. Урок был необычен во многом. На занятии присутствовали не только ученики нашей школы, но и ученики 11-х и 10-х классов различных школ Колыванского района, а также их учителя. Всего более 40 человек. Занятие длилось почти 4 часа. За это время ребята полностью погрузились в тему, познакомились с разными типами экономических задач, научились решать их рационально и быстро.
Проведенный урок стал настоящим мастер-классом, на котором все с удовольствием работали и не заметили, как пролетело время. Участники договорились о следующей встрече и оставили свои пожелания для дальнейшего продолжения таких занятий. Были выбраны темы, вызывающие трудности у ребят: сложные задачи на вероятность, лайфхаки для решения задач первой части, текстовые задачи. Ученики ушли с урока с желанием освоить решение как можно большего числа задач, чтобы успешно справиться с ЕГЭ по математике.
И ученики, и учителя из школ Колыванского района выразили огромную благодарность за полезный урок и желание продолжить взаимодействие с региональным ресурсным центром развития образования и в очном, и в дистанционном формате.
Микулина С.Ю., учитель математики МБОУ «Колыванская СОШ №1»
Мастер-класс по математике для учащихся 10-11 классов.
Тема «Методы решения задач повышенного уровня сложности»
В рамках работы РРЦРО по направлению «Разработка и реализация программ Stem-образования» 5 февраля 2021 года на базе МБОУ «Колыванская СОШ №1» прошел мастер-класс для учащихся 10-11 классов по теме «Методы решения задач повышенного уровня сложности». Занятие проводила Подолян Е.В., учитель математики Инженерного лицея НГТУ, на нем присутствовало 30 учащихся из разных школ Колыванского района.
В этот же день совместно с учителем математики СОШ №1 Микулиной С.Ю. был проведен методический семинар и для учителей района, в работе которого приняли участие 10 человек. С учителями обсуждались такие вопросы, как основные ошибки учащихся при решении задач КИМ ЕГЭ, критерии оценивания заданий, методы решения задач повышенной сложности.
Следующий семинар для учащихся и учителей состоится в апреле.